Добыча драгоценных металлов и старинных украшений со дня Мирового океана интересует и волнует людей с давних пор. Согласно оценке, опубликованной в 1960-х годах информационным вестником «School Bulletin» географического общества Соединенных Штатов Америки, на затонувших судах содержится двадцать процентов золота и серебра, которые были добыты из недр земли человечеством за всю историю его существования.
Попытки спасти грузы с затонувших судов предпринимаются с тех незапамятных времен, когда появились суда, перевозившие различные товары, а разбушевавшаяся морская стихия время от времени делала их своими жертвами.
С течением времени люди изобретали все новые средства и способы, позволяющие им работать под водой. Развитие и совершенствование техники и технологии подводных работ позволило: увеличить глубину погружения, длительность пребывания на глубине и свободу действий под водой в сочетании с обеспечением безопасности для жизни и здоровья водолаза. Важным этапом на этом пути стал акваланг (от латинского lung – легкое), изобретенный в 1943 году французами Жаком-Ивом Кусто и Эмилем Гальяном. Аппарат позволяет человеку свободно дышать под водой, безопасно погружаться на глубину до 40 метров и «плавать в воде, как рыба».
Оснащенные легководолазным снаряжением – гидрокостюмами и аквалангами – подводные исследователи получили широкие возможности отыскивать в прибрежных водах затонувшие сокровища, долгое время остававшиеся недосягаемыми. И охотники за подводными кладами не замедлили этим воспользоваться.
В конце 50-годов двадцатого столетия аквалангисты ВМС США нашли на морском дне у берегов Флориды два испанских судна, затонувших несколько сот лет тому назад и занесенных песком. Оказалось, что их трюмы буквально набиты старинными монетами – золотыми дублонами, серебряными и золотыми дукатами, а также различными драгоценностями: золотыми цепями, слитками золота и серебра, драгоценными камнями, тончайшим фарфором. А одной частной фирме в эти годы повезло поднять в прибрежной зоне Австралии в 1944 году, золотых слитков на $7 млн.
Американская компания «Real Corporation» нашла в 1965 году недалеко от городка Веро-Бич на восточном побережье Флориды, затонувшие сокровища, вблизи побережья, на глубине от пяти до пятнадцати метров. Сокровища, засыпанные двухметровым слоем ила, состояли из слитков золота и серебра, серебряной посуды. Находка представляла собой лишь незначительную долю с испанских судов, затонувших в 1715 году у мыса Канаверал. Это была уже вторая удача «везучей» компании.
Первая пришла к ним двумя годами ранее. Тогда кладоискатели откопали под водой из-под песчаных наносов золотые и серебряные изделия, китайский фарфор и судовые принадлежности с испанских галеонов. Общая стоимость найденных и спасенных сокровищ была оценена в $1,6 млн., а составляющие ее предметы демонстрировались в Вашингтоне, в только что открывшемся Зале науки и исследований Географического общества США. По определению Общества, на то время это была «наиболее ценная находка сокровищ в ХХ столетии», и самая крупная находка сокровищ, поднятых с морского дна после 1687 г., когда сэру Уильяму Финсу улыбнулась подобная удача у берегов Таити.
Еще одним удачливым добытчиком подводных кладов стал Кип Вагнер, бывший инженер-строитель. Он основал собственную поисковую фирму и назвал ее «Реал – 8», от испанского ocho reales - королевская восьмерка. Дело в том, что на одной стороне старинных испанских серебряных песо была выбита фигура, похожая на цифру восемь. Эти монеты кладоискатели окрестили «восьмерками».
Об истории своих поисков и находок Вагнер рассказывает так: Я затратил восемнадцать лет на исследования. Затем собрал команду и преданных своему делу водолазов, снарядил 3 катера и укомплектовал их оборудованием и мне повезло».
Триста лет Испания посылала суда с золотом, серебром и драгоценностями мимо Флориды, чтобы воспользоваться «даровой» силой попутного течения Гольфстрим, движущегося со скоростью около девяти километров в час. Но на этом пути суда нередко тонули во время внезапно налетавших ураганов, а также становились жертвами подстерегавших их пиратов, притаившихся среди многочисленных мелких островков. Флоридский пролив стал для испанцев самым ненавистным местом, а прибрежные воды вокруг островов Флорида-Кис, длинной цепочкой огибающих южную оконечность Флориды, являются одним из богатейших регионов мира по количеству затонувших кладов.
История открытия Вагнером очередного подводного клада начинается и заканчивается ураганами, разделенными промежутком времени почти в 250 лет.
В 1715 году целая испанская флотилия, перевозившая сокровища из Гаваны попала во Флоридском проливе в жесточайший шторм, который бросал суда на острые коралловые рифы и разбивал их в щепки. Тогда из одиннадцати судом затонуло десять, погибли 950 человек, а море поглотило сокровищ на сумму свыше $14 млн. Основная «доля» этого богатства до сих пор так и осталась, как говорят английские моряки, «в сундучке Дэйви Джонса», то есть на морском дне.
Осматривая прибрежные отмели после другого, нынешнего урагана, Вагнер обнаружил серебряные «восьмерки». Вагнер взял в аренду небольшой самолет и с него увидел на дне ряд темных продолговатых предметов. Оказалось, что это были пушки.
Вагнер вызвал своих водолазов, и они принялись за дело. Работать приходилось даже в штормовую погоду, когда в мутной взбаламученной воде видимость была не более четверти метра. Вскоре магнитометр и другие приборы указали на скопление металла. Этим металлом оказались монеты, многие из них были упакованы в 25-килограммовые кожаные мешки, почерневшие от морской воды.
Зато монеты в мешках сохранились замечательно, они блестели, как новенькие. Позже водолазы обнаружили участок дна, буквально усеянный золотыми дублонами Их «насобирали» более тысячи. Но самой ценной оказалась золотая цепь ручной работы, состоящая из 2176 звеньев, на каждом из которых были вытравлены причудливые узоры. Стоимость только одной этой цепи впоследствии оценили в пятьдесят тысяч долларов.
В 1963 году у берегов одного из Бермудских островов был обнаружен почти неповрежденный испанский галеон, также перевозивший сокровища. Монеты, разбросанные на дне около корабля, помогли определить, что судно затонуло в 1565 г., всего через 75 лет после похода Христофора Колумба в Америку. На некоторых монетах выбиты титулы Фердинанда и Изабеллы – испанской королевской четы, с благословения которой Колумб отправился «искать западный путь в Индию».
В 60-е годы ХХ столетия Отделением истории вооруженных сил в Смитсоновском институте – одном из старейших НИИ США в Вашингтоне – руководил Мендель Петерсон, страстный ученый-энтузиаст и водолаз-любитель. Надевая акваланг и ныряя в ранее обнаруженным и уже основательно «выпотрошенным» затонувшим судам, он находил на них и поблизости от них на дне такие предметы, которые не имели большой материальной ценности, но представляли огромный интерес для исторической науки: боевой абордажный топор, пушечные ядра, якорь, оловянную посуду и прочую утварь.
Сейчас применяют в основном два способа розыска судов. Наблюдают с судна, плавающего в прибрежных водах или с самолета при пролете над ними. Другой способ – определить местоположение затонувшего судна, пользуясь старинными рукописями. Библиотека Конгресса США опубликовала перечень имеющихся в ее фонде рукописей с картами и планами расположения затонувших сокровищ.
Разработаны и приспособления, облегчающие подъем со дна моря на поверхность тяжелых предметов. Так, компания «Хайпро Дайвинг» из города Кембридж в штате Массачусетс выпускает специальные надувные шары грузоподъемностью от 50 до 500 килограммов. Такой шар крепится к найденному предмету, после чего надувается или из запасного воздушного баллона, или через шланг подачи воздуха, опущенный с судна обеспечения. Между прочим, для добычи ценностей с морского дна вовсе не обязательно разыскивать затонувшие суда с сокровищами. По свидетельству Георга Хесса, одного из руководителей Центра морской техники Управления горной промышленности США в 60-е годы ХХ столетия, в число полезных ископаемых, которые можно добывать на морском дне, входят и не только металлы, но и алмазы.. В статье, опубликованной журналом «Энджиниринг энд Майининг Джорнэл» в августе 1965 года, Хесс указывает, что особый интерес в этом отношении представляют тихоокеанские прибрежные воды, омывающие южную часть штата Орегон.
«В 1898 г. – говорит Хесс, - на Аляске, по берегам залива Нортон, обнаружили золото». Через год золото обнаружили и в бывших береговых отложениях, находящихся теперь на 20 метров выше нынешнего уровня моря. А несколько лет назад в том же заливе вблизи города Ном была открыта золотоносная отмель, находящаяся под водой на глубине шести метров. По всем признакам подводные пески в заливе Нортон могут быть более богатыми золотом, чем берег Нома, где было добыто золота на $100 млн.
Золото найдено во многих районах нашей планеты, в т.ч. в канадской провинции Новая Шотландия и в северо-западных областях Канады… Богатое месторождение обнаружено около сибирской реки Лены.
В 58-59 годах двадцатого столетия богатую золотую жилу у берегов Аляски нашел золотоискатель-одиночка. В заливе Уиндам он, пользуясь землесосом, за восемь месяцев намыл на глубине 12 м золота на более чем на $40 тыс. С увеличением глубины моря золота на его дне не становится меньше. Скорее всего, его там вполне достаточно, просто надо до него добраться.
Попытки спасти грузы с затонувших судов предпринимаются с тех незапамятных времен, когда появились суда, перевозившие различные товары, а разбушевавшаяся морская стихия время от времени делала их своими жертвами.
С течением времени люди изобретали все новые средства и способы, позволяющие им работать под водой. Развитие и совершенствование техники и технологии подводных работ позволило: увеличить глубину погружения, длительность пребывания на глубине и свободу действий под водой в сочетании с обеспечением безопасности для жизни и здоровья водолаза. Важным этапом на этом пути стал акваланг (от латинского lung – легкое), изобретенный в 1943 году французами Жаком-Ивом Кусто и Эмилем Гальяном. Аппарат позволяет человеку свободно дышать под водой, безопасно погружаться на глубину до 40 метров и «плавать в воде, как рыба».
Оснащенные легководолазным снаряжением – гидрокостюмами и аквалангами – подводные исследователи получили широкие возможности отыскивать в прибрежных водах затонувшие сокровища, долгое время остававшиеся недосягаемыми. И охотники за подводными кладами не замедлили этим воспользоваться.
В конце 50-годов двадцатого столетия аквалангисты ВМС США нашли на морском дне у берегов Флориды два испанских судна, затонувших несколько сот лет тому назад и занесенных песком. Оказалось, что их трюмы буквально набиты старинными монетами – золотыми дублонами, серебряными и золотыми дукатами, а также различными драгоценностями: золотыми цепями, слитками золота и серебра, драгоценными камнями, тончайшим фарфором. А одной частной фирме в эти годы повезло поднять в прибрежной зоне Австралии в 1944 году, золотых слитков на $7 млн.
Американская компания «Real Corporation» нашла в 1965 году недалеко от городка Веро-Бич на восточном побережье Флориды, затонувшие сокровища, вблизи побережья, на глубине от пяти до пятнадцати метров. Сокровища, засыпанные двухметровым слоем ила, состояли из слитков золота и серебра, серебряной посуды. Находка представляла собой лишь незначительную долю с испанских судов, затонувших в 1715 году у мыса Канаверал. Это была уже вторая удача «везучей» компании.
Первая пришла к ним двумя годами ранее. Тогда кладоискатели откопали под водой из-под песчаных наносов золотые и серебряные изделия, китайский фарфор и судовые принадлежности с испанских галеонов. Общая стоимость найденных и спасенных сокровищ была оценена в $1,6 млн., а составляющие ее предметы демонстрировались в Вашингтоне, в только что открывшемся Зале науки и исследований Географического общества США. По определению Общества, на то время это была «наиболее ценная находка сокровищ в ХХ столетии», и самая крупная находка сокровищ, поднятых с морского дна после 1687 г., когда сэру Уильяму Финсу улыбнулась подобная удача у берегов Таити.
Еще одним удачливым добытчиком подводных кладов стал Кип Вагнер, бывший инженер-строитель. Он основал собственную поисковую фирму и назвал ее «Реал – 8», от испанского ocho reales - королевская восьмерка. Дело в том, что на одной стороне старинных испанских серебряных песо была выбита фигура, похожая на цифру восемь. Эти монеты кладоискатели окрестили «восьмерками».
Об истории своих поисков и находок Вагнер рассказывает так: Я затратил восемнадцать лет на исследования. Затем собрал команду и преданных своему делу водолазов, снарядил 3 катера и укомплектовал их оборудованием и мне повезло».
Триста лет Испания посылала суда с золотом, серебром и драгоценностями мимо Флориды, чтобы воспользоваться «даровой» силой попутного течения Гольфстрим, движущегося со скоростью около девяти километров в час. Но на этом пути суда нередко тонули во время внезапно налетавших ураганов, а также становились жертвами подстерегавших их пиратов, притаившихся среди многочисленных мелких островков. Флоридский пролив стал для испанцев самым ненавистным местом, а прибрежные воды вокруг островов Флорида-Кис, длинной цепочкой огибающих южную оконечность Флориды, являются одним из богатейших регионов мира по количеству затонувших кладов.
История открытия Вагнером очередного подводного клада начинается и заканчивается ураганами, разделенными промежутком времени почти в 250 лет.
В 1715 году целая испанская флотилия, перевозившая сокровища из Гаваны попала во Флоридском проливе в жесточайший шторм, который бросал суда на острые коралловые рифы и разбивал их в щепки. Тогда из одиннадцати судом затонуло десять, погибли 950 человек, а море поглотило сокровищ на сумму свыше $14 млн. Основная «доля» этого богатства до сих пор так и осталась, как говорят английские моряки, «в сундучке Дэйви Джонса», то есть на морском дне.
Осматривая прибрежные отмели после другого, нынешнего урагана, Вагнер обнаружил серебряные «восьмерки». Вагнер взял в аренду небольшой самолет и с него увидел на дне ряд темных продолговатых предметов. Оказалось, что это были пушки.
Вагнер вызвал своих водолазов, и они принялись за дело. Работать приходилось даже в штормовую погоду, когда в мутной взбаламученной воде видимость была не более четверти метра. Вскоре магнитометр и другие приборы указали на скопление металла. Этим металлом оказались монеты, многие из них были упакованы в 25-килограммовые кожаные мешки, почерневшие от морской воды.
Зато монеты в мешках сохранились замечательно, они блестели, как новенькие. Позже водолазы обнаружили участок дна, буквально усеянный золотыми дублонами Их «насобирали» более тысячи. Но самой ценной оказалась золотая цепь ручной работы, состоящая из 2176 звеньев, на каждом из которых были вытравлены причудливые узоры. Стоимость только одной этой цепи впоследствии оценили в пятьдесят тысяч долларов.
В 1963 году у берегов одного из Бермудских островов был обнаружен почти неповрежденный испанский галеон, также перевозивший сокровища. Монеты, разбросанные на дне около корабля, помогли определить, что судно затонуло в 1565 г., всего через 75 лет после похода Христофора Колумба в Америку. На некоторых монетах выбиты титулы Фердинанда и Изабеллы – испанской королевской четы, с благословения которой Колумб отправился «искать западный путь в Индию».
В 60-е годы ХХ столетия Отделением истории вооруженных сил в Смитсоновском институте – одном из старейших НИИ США в Вашингтоне – руководил Мендель Петерсон, страстный ученый-энтузиаст и водолаз-любитель. Надевая акваланг и ныряя в ранее обнаруженным и уже основательно «выпотрошенным» затонувшим судам, он находил на них и поблизости от них на дне такие предметы, которые не имели большой материальной ценности, но представляли огромный интерес для исторической науки: боевой абордажный топор, пушечные ядра, якорь, оловянную посуду и прочую утварь.
Сейчас применяют в основном два способа розыска судов. Наблюдают с судна, плавающего в прибрежных водах или с самолета при пролете над ними. Другой способ – определить местоположение затонувшего судна, пользуясь старинными рукописями. Библиотека Конгресса США опубликовала перечень имеющихся в ее фонде рукописей с картами и планами расположения затонувших сокровищ.
Разработаны и приспособления, облегчающие подъем со дна моря на поверхность тяжелых предметов. Так, компания «Хайпро Дайвинг» из города Кембридж в штате Массачусетс выпускает специальные надувные шары грузоподъемностью от 50 до 500 килограммов. Такой шар крепится к найденному предмету, после чего надувается или из запасного воздушного баллона, или через шланг подачи воздуха, опущенный с судна обеспечения. Между прочим, для добычи ценностей с морского дна вовсе не обязательно разыскивать затонувшие суда с сокровищами. По свидетельству Георга Хесса, одного из руководителей Центра морской техники Управления горной промышленности США в 60-е годы ХХ столетия, в число полезных ископаемых, которые можно добывать на морском дне, входят и не только металлы, но и алмазы.. В статье, опубликованной журналом «Энджиниринг энд Майининг Джорнэл» в августе 1965 года, Хесс указывает, что особый интерес в этом отношении представляют тихоокеанские прибрежные воды, омывающие южную часть штата Орегон.
«В 1898 г. – говорит Хесс, - на Аляске, по берегам залива Нортон, обнаружили золото». Через год золото обнаружили и в бывших береговых отложениях, находящихся теперь на 20 метров выше нынешнего уровня моря. А несколько лет назад в том же заливе вблизи города Ном была открыта золотоносная отмель, находящаяся под водой на глубине шести метров. По всем признакам подводные пески в заливе Нортон могут быть более богатыми золотом, чем берег Нома, где было добыто золота на $100 млн.
Золото найдено во многих районах нашей планеты, в т.ч. в канадской провинции Новая Шотландия и в северо-западных областях Канады… Богатое месторождение обнаружено около сибирской реки Лены.
В 58-59 годах двадцатого столетия богатую золотую жилу у берегов Аляски нашел золотоискатель-одиночка. В заливе Уиндам он, пользуясь землесосом, за восемь месяцев намыл на глубине 12 м золота на более чем на $40 тыс. С увеличением глубины моря золота на его дне не становится меньше. Скорее всего, его там вполне достаточно, просто надо до него добраться.
Mongol